Логотипы

История советских номеров

Транспортные средства регистрировались уже с давних пор, ещё до появления в обиходе автомобилей. Как только автомобили появились, следом начали работать и органы, которые отвечали за безопасность дорожного движения. Соответственно, вместе с регистрацией ТС начала входить в норму выдача владельцам авто номерной таблички.

Самыми первыми, кто начал выдавать номерные знаки автолюбителям, были фискальные органы. Те, кто владели повозками и занимались извозом, каждый год платили в городскую казну назначенный налог. Извозчикам выдавали специальную бляху, которая подтверждала, что они осуществляют все выплаты.

Выдавать такие номера стало своего рода традицией, поэтому эта процедура знакома нам и сейчас. Но в те времена номера выдавались не для того, чтобы можно было по базе данным найти то или иное транспортное средство. Данное назначение пригодилось тогда, когда в обиход начало входить много автомобилей. Но если сравнивать с сегодняшним временем, то еще в прошлом и позапрошлом веках транспортных средств было настолько мало, что вычислить авто, чтобы поймать преступника, было довольно просто. Несмотря на это, автомобили всё равно регистрировались с целью соблюдения порядка.

Принято считать, что первыми начали выдавать автомобильные номера в Мюнхене. Далее уже стали и иные страны, например, Париж, Нью-Йорк, Лондон.

Ещё до революции в России за необходимость регистрировать ТС отвечали городские власти. 25 июня 1900 года Городской Думой Санкт-Петербурга было принято постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».

В число всего списка требований входило:

  • каждый водитель должен проходить медицинскую комиссию;
  • автомобили должны проходить технический осмотр каждый год;
  • регистрировать авто и получать номерные знаки.

Но так как машин было в те времена ещё мало, то и положения эти не задержались надолго. К обязательной регистрации ТС с выдачей номеров снова вернулись в 1904 году и это были рижане в Российской империи. Более серьезно начали относиться к этому вопросу ближе к 1909 году. В Париже первой Международной конференции по проблемам автомобилизма была принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», в которой говорилось о необходимости регистрации для эксплуатации автомобилей.

В 1910 году Николаем II были ратифицированы правила. В России начали действовать административные уложения для автолюбителей. В них говорилось об обязательной регистрации ТС. Под конец 20-х годов в Москве машин стало довольно много, поэтому к основному номеру начали добавлять букву. На этом модернизация госномеров не окончилась.

Расшифровка автомобильных номеров СССР

Если сравнивать современные государственные знаки и советские, то в последних было иное обозначение принадлежности ТС к региону. Использовались не цифры, а буквы. Обозначения создавались так, чтобы все могли логично понимать и при этом не знать классификацию. К примеру, Бурятская ССР – БУ, Киев – КИ, Ленинград – ЛЕ. Когда буквы начинали заканчиваться, а регионы ещё нет, то начинали использовать сочетания, далекие от стандарта, но при этом они соответствовали первым буквам: Брестская область – БН.

Индекс Субъект, область или край Республика ССР/ СФСР
АБ, АЛ Алтайский край Российская
АВ серия «Совтрансавто» для авто, выезжающих за рубеж (3-я буква — только "латинского типа"), кроме АВА, АВД, АВМ — Азербайджан. любая
АГ, АЗ, АЖ Азербайджан Азербайджанская
АД, АР Армения Армянская
АЕ, ВМ, СР, ТС, ОО, ОТ, РТ серия «Совтрансавто» для автомобилей, выезжающих за пределы страны любая
АК Акмолинская (Целиноградская) Казахская
АМ Амурская Российская
АН Андижанская Узбекская
АП Алма-Атинская (без Алма-Аты) Казахская
АС Астраханская Российская
АТ Алма-Ата Казахская
АХ Архангельская Российская
АШ Ашхабадская Туркменская
АЮ Актюбинская Казахская
БА, БШ Башкирия Российская
БЕ Белгородская Российская
БН Брестская Белорусская
БР Брянская Российская
БУ Бурятская АССР Российская
БХ Бухарская Узбекская
ВА Восточно-Казахстанская Казахская
ВВ, ВЖ, ВР Воронежская Российская
ВГ, ЛУ Ворошиловградская Украинская
ВД, СГ Волгоградская Российская
ВЕ серия «Совтрансавто» для автомобилей, выезжающих в другие страны (3-я буква — только "латинского типа"), только Украинская ССР Украинская
ВИ Винницкая Украинская
ВК Восточно-Казахстанская (Усть-Каменогорск) Казахская
ВЛ Владимирская Российская
ВН Волынская Украинская
ВО Вологодская Российская
ВС серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только "латинского типа"), кроме BPH — Латвия любая
ВТ Витебская Белорусская
ГА Грузинская ССР Грузинская
ГБ Горно-Бадахшанская Таджикская
ГВ, ГО Горьковская (Нижегородская) Российская
ГГ, ГД, ГР Грузинская ССР Грузинская
ГК Гродненская Белорусская
ГС Гомельская Белорусская
ГУ Гурьевская Казахская
ДА Дагестанская АССР Российская
ДБ Душанбинская Таджикская
ДД Джизакская Узбекская
ДЖ Джамбульская Казахская
ДК Джезказганская Казахская
ДН, ДП Днепропетровская Украинская
СЛ, ДО, ДЦ Донецкая Украинская
ДР Дрогобычская (с 1960 — в составе Львовской обл.), ДРБ ... ДРГ Украинская
ЭС, ЕА Эстонская ССР Эстонская
ЖИ, ЖЖ Житомирская (кроме сочетания ЖИД) Украинская
ЗА Закарпатская Украинская
ЗК Западно-Казахстанская Казахская
ЗП, ЗР Запорожская Украинская
ИВ Ивановская Российская
ИК Иссык-Кульская Киргизская
ИР, ИС Иркутская Российская
СЯ, ИФ Ивано-Франковская Украинская
КБ Кабардино-Балкарская АССР Российская
КВ Кировская Российская
КГ Карагандинская Казахская
КД Кировоградская Российская
КЕ, ЦХ Кемеровская Российская
КЖ Калужская Российская
КЗ Кзыл-Ординская Казахская
КИ, ХТ Киев Украинская
КК, ЦП, ЦВ Краснодарский край (без Сочи) Российская
КЛ, КА Калининградская Российская
КМ Коми АССР Российская
КН Курганская Российская
КО Костромская Российская
КП Каракалпакская АССР Узбекская
КР, ЦС Крымская Украинская
КС Карельская АССР Российская
КТ Кокчетавская Казахская
КУ Курская Российская
КФ Кашкадарьинская Узбекская
КХ Киевская (без г. Киев) Украинская
КЦ Калмыцкая АССР Российская
КЧ Камчатская Российская
КШ, УК Куйбышевская Российская
КЩ Кустанайская Казахская
КЮ Кулябская Таджикская
КЯ, КЭ Красноярский край Российская
ЛА, ЛТ Латвийская ССР Латвийская
ЛБ Ленинабадская Таджикская
ЛВ Львовская Украинская
ЛЕ, ЛД Ленинград Российская
ЛИ, ЛК, ЛЛ Литовская ССР Литовская
ЛО, ЛГ Ленинградская (без г. Ленинград) Российская
ЛП Липецкая Российская
МА Магаданская кроме МАС — московская служебная Российская
МБ Минская (без г. Минск) Белорусская
МД, МВ Молдавская ССР Молдавская
МГ Могилёвская Белорусская
МЕ Московская (без г. Москва) Российская
МЖ Московская Российская
МИ Минск Белорусская
МЛ Молодечненская (до 1960) Белорусская
МО, МК, ММ, МН, МТ Москва Российская
МР Мордовская АССР Российская
МС Марийская АССР Российская
МУ Мурманская Российская
МХ Марыйская Туркменская
МШ Мангышлакская Казахская
НА Наманганская Узбекская
НС, НБ Новосибирская Российская
НИ Николаевская Украинская
НО Новгородская Российская
НР Нарынская Киргизская
НТ Красноводская Туркменская
ОБ, ОГ Оренбургская Российская
ОД, ОЕ Одесская Украинская
ОМ Омская Российская
ОР Орловская Российская
ОШ Ошская Киргизская
ПА Павлодарская Казахская
ПЕ Пензенская Российская
ПР, ПК Приморский край Российская
ПМ, ПТ Пермская Российская
ПО Полтавская Украинская
ПС Псковская Российская
РВ Ровенская Украинская
РО, РЖ, РП Ростовская (первая серия, до РД) Российская
РР серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только "латинского типа"), кроме РРС — г. Ростов-на-Дону любая
РЯ Рязанская Российская
СА, СЖ Саратовская Российская
СБ Сталинабадская (Душанбинская) Таджикская
СВ, СФ Свердловская Российская
СД Сурхандарьинская Узбекская
СЕ Северо-Осетинская АССР Российская
СИ Сырдарьинская Узбекская
СК Северно-Казахстанская Казахская
СМ Смоленская Российская
СН Самаркандская Узбекская
СО г. Сочи с пригородами Российская
СП Семипалатинская Казахская
СТ, СС Ставропольский край Российская
СУ Сумская Украинская
СХ Сахалинская  Российская
ТА Тамбовская Российская
ТТ, ТБ Татарская АССР Российская
ТВ Тувинская АССР Российская
ТГ Тургайская Казахская
ТД Курган-Тюбинская  Таджикская
ТЕ Тернопольская Украинская
ТЗ Ташаузская Туркменская
ТК Талды-Курганская Казахская
ТН Ташкент Узбекская
ТО Томская Российская
ТР Туркменская ССР Туркменская
ТУ, ТЛ Тульская Российская
ТУР для автотранспорта, сдаваемого напрокат иностранным туристам (до 1981 года) любая
ТШ Ташкентская (кроме г. Ташкент) Узбекская
ТЮ, ТМ Тюменская Российская
ТЯ Тянь-Шаньская (Фрунзенская) Киргизская
УД Удмуртская АССР Российская
УЛ Ульяновская Российская
ФЕ Ферганская Узбекская
ФИ Фрунзенская Киргизская
ХА, ХК Харьковская  Украинская
ХБ Хабаровский край Российская
ХЗ Хорезмская  Узбекская
ХМ Хмельницкая Украинская
ХО Херсонская Украинская
ЧЕ, ЧБ Челябинская Российская
ЧВ Черновицкая  Украинская
ЧИ Чечено-Ингушская АССР Российская
ЧК Черкасская Украинская
ЧН Черниговская  Украинская
ЧР Чарджоуская  Туркменская
ЧТ Читинская  Российская
ЧУ Чувашская АССР Российская
ЮА, ЮБ, ЮВ, ЮГ Московская (без г. Москва) Российская
ЮК Южно-Казахстанская (Чимкентская) Казахская
ЯК Якутская АССР Российская
ЯР Ярославская Российская

Госты номерных знаков СССР

К 20-м годам в Москве транспортных средств стало слишком много. Поэтому, чтобы проще было читать автомобильные номера и тем более их запоминать, цифры были разбавлены буквой. В те времена московские номера имели следующий вид: буква только одна, 2 пары цифр, разделение черточками. Знаки имели черный цвет, а фон был белый. Такие номерные таблички крепились спереди и сзади. В 1930-х годах данный стандарт стал первым общесоюзным.

После окончания ВОВ такие знаки становятся желтого цвета. С тех пор вместо городских чиновников именно милицейские подразделения начали осуществлять регистрацию авто. Данный стандарт задержался ненадолго. В 1934 году ввели обновленный. К букве в начале кода начали вставлять ещё одну цифру. А ниже писали название региона целиком. Цвет оставили прежним. С 3 июля 1936 года по настоящее время регистрированием ТС занимаются ГАИ и ГИБДД.

В этом же году ввели новый стандарт на регистрационный знак: белые символы наносились на черном фоне, 2 буквы и 4 цифры через черточку. Если раньше спереди и сзади таблички были одинаковые, то теперь спереди знаки наносились в одну строку, а сзади – двурядное нанесение.

Если в советских номерах, которые крепили до войны, буквы располагались по центру, то после – в левом углу. Следующие изменения номеров произошли в 1946 году: черные цифры и буквы стали наносить на желтый фон. Сами буквы уменьшились в размере и стали меньше цифр, располагались в левом углу на знаке спереди и на верхней строке в центре — на табличке сзади.

И снова машин становится все больше, а комбинаций символов меньше. В 1959 году вводится новый стандарт на автомобильные номера СССР: на черном фоне наносятся белые символы, букв становится 3. Этот стандарт действовал до 1982 года.

Когда прошла московская олимпиада в 1980 году, советские номера обновили свой внешний вид. Теперь символы наносились черным цветом, а фон был белый (ГОСТ 3207-65 белые). Из новшества было то, что начали делить номерные знаки на частные и казенные.

С 1994 года и по сегодняшний день действует обновленный стандарт СССР нового образца: регионы теперь обозначаются цифрами (на каждый регион предусмотрена комбинация из двухзначного кода, иногда трехзначного). Это были последние значительные изменения.

 

     ГОСТ №     

Дата введения

Название документа

ГОСТ 3207-36

15.08.1936

Название не сохранилось до наших дней

ГОСТ 3207-46

15.07.1946

"Знаки номерные для автомобилей, тягачей, транспортных тракторов, прицепов и мотоциклов. Технические условия"

ГОСТ 3207-58

01.01.1959

"Знаки номерные для дорожных транспортных машин"

ГОСТ 3207-65

01.08.1966

"Знаки номерные для транспортных средств и тракторов"

ГОСТ 3207-77

01.01.1980

"Знаки номерные для транспортных средств. Типы и основные размеры. Расположение. Технические требования". Утратил силу 01.01.1994.

 

Please publish modules in offcanvas position.