
Написать нам
Сообщение успешно отправлено
Спасибо за заказ! Мы закрепляем за Вами скидку в 10% на сувенирные номера

История советских номеров
Транспортные средства регистрировались уже с давних пор, ещё до появления в обиходе автомобилей. Как только автомобили появились, следом начали работать и органы, которые отвечали за безопасность дорожного движения. Соответственно, вместе с регистрацией ТС начала входить в норму выдача владельцам авто номерной таблички.
Самыми первыми, кто начал выдавать номерные знаки автолюбителям, были фискальные органы. Те, кто владели повозками и занимались извозом, каждый год платили в городскую казну назначенный налог. Извозчикам выдавали специальную бляху, которая подтверждала, что они осуществляют все выплаты.
Выдавать такие номера стало своего рода традицией, поэтому эта процедура знакома нам и сейчас. Но в те времена номера выдавались не для того, чтобы можно было по базе данным найти то или иное транспортное средство. Данное назначение пригодилось тогда, когда в обиход начало входить много автомобилей. Но если сравнивать с сегодняшним временем, то еще в прошлом и позапрошлом веках транспортных средств было настолько мало, что вычислить авто, чтобы поймать преступника, было довольно просто. Несмотря на это, автомобили всё равно регистрировались с целью соблюдения порядка.
Принято считать, что первыми начали выдавать автомобильные номера в Мюнхене. Далее уже стали и иные страны, например, Париж, Нью-Йорк, Лондон.
Ещё до революции в России за необходимость регистрировать ТС отвечали городские власти. 25 июня 1900 года Городской Думой Санкт-Петербурга было принято постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».
В число всего списка требований входило:
- каждый водитель должен проходить медицинскую комиссию;
- автомобили должны проходить технический осмотр каждый год;
- регистрировать авто и получать номерные знаки.
Но так как машин было в те времена ещё мало, то и положения эти не задержались надолго. К обязательной регистрации ТС с выдачей номеров снова вернулись в 1904 году и это были рижане в Российской империи. Более серьезно начали относиться к этому вопросу ближе к 1909 году. В Париже первой Международной конференции по проблемам автомобилизма была принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», в которой говорилось о необходимости регистрации для эксплуатации автомобилей.
В 1910 году Николаем II были ратифицированы правила. В России начали действовать административные уложения для автолюбителей. В них говорилось об обязательной регистрации ТС. Под конец 20-х годов в Москве машин стало довольно много, поэтому к основному номеру начали добавлять букву. На этом модернизация госномеров не окончилась.
Расшифровка автомобильных номеров СССР
Если сравнивать современные государственные знаки и советские, то в последних было иное обозначение принадлежности ТС к региону. Использовались не цифры, а буквы. Обозначения создавались так, чтобы все могли логично понимать и при этом не знать классификацию. К примеру, Бурятская ССР – БУ, Киев – КИ, Ленинград – ЛЕ. Когда буквы начинали заканчиваться, а регионы ещё нет, то начинали использовать сочетания, далекие от стандарта, но при этом они соответствовали первым буквам: Брестская область – БН.
Индекс | Субъект, область или край | Республика ССР/ СФСР |
АБ, АЛ | Алтайский край | Российская |
АВ | серия «Совтрансавто» для авто, выезжающих за рубеж (3-я буква — только "латинского типа"), кроме АВА, АВД, АВМ — Азербайджан. | любая |
АГ, АЗ, АЖ | Азербайджан | Азербайджанская |
АД, АР | Армения | Армянская |
АЕ, ВМ, СР, ТС, ОО, ОТ, РТ | серия «Совтрансавто» для автомобилей, выезжающих за пределы страны | любая |
АК | Акмолинская (Целиноградская) | Казахская |
АМ | Амурская | Российская |
АН | Андижанская | Узбекская |
АП | Алма-Атинская (без Алма-Аты) | Казахская |
АС | Астраханская | Российская |
АТ | Алма-Ата | Казахская |
АХ | Архангельская | Российская |
АШ | Ашхабадская | Туркменская |
АЮ | Актюбинская | Казахская |
БА, БШ | Башкирия | Российская |
БЕ | Белгородская | Российская |
БН | Брестская | Белорусская |
БР | Брянская | Российская |
БУ | Бурятская АССР | Российская |
БХ | Бухарская | Узбекская |
ВА | Восточно-Казахстанская | Казахская |
ВВ, ВЖ, ВР | Воронежская | Российская |
ВГ, ЛУ | Ворошиловградская | Украинская |
ВД, СГ | Волгоградская | Российская |
ВЕ | серия «Совтрансавто» для автомобилей, выезжающих в другие страны (3-я буква — только "латинского типа"), только Украинская ССР | Украинская |
ВИ | Винницкая | Украинская |
ВК | Восточно-Казахстанская (Усть-Каменогорск) | Казахская |
ВЛ | Владимирская | Российская |
ВН | Волынская | Украинская |
ВО | Вологодская | Российская |
ВС | серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только "латинского типа"), кроме BPH — Латвия | любая |
ВТ | Витебская | Белорусская |
ГА | Грузинская ССР | Грузинская |
ГБ | Горно-Бадахшанская | Таджикская |
ГВ, ГО | Горьковская (Нижегородская) | Российская |
ГГ, ГД, ГР | Грузинская ССР | Грузинская |
ГК | Гродненская | Белорусская |
ГС | Гомельская | Белорусская |
ГУ | Гурьевская | Казахская |
ДА | Дагестанская АССР | Российская |
ДБ | Душанбинская | Таджикская |
ДД | Джизакская | Узбекская |
ДЖ | Джамбульская | Казахская |
ДК | Джезказганская | Казахская |
ДН, ДП | Днепропетровская | Украинская |
СЛ, ДО, ДЦ | Донецкая | Украинская |
ДР | Дрогобычская (с 1960 — в составе Львовской обл.), ДРБ ... ДРГ | Украинская |
ЭС, ЕА | Эстонская ССР | Эстонская |
ЖИ, ЖЖ | Житомирская (кроме сочетания ЖИД) | Украинская |
ЗА | Закарпатская | Украинская |
ЗК | Западно-Казахстанская | Казахская |
ЗП, ЗР | Запорожская | Украинская |
ИВ | Ивановская | Российская |
ИК | Иссык-Кульская | Киргизская |
ИР, ИС | Иркутская | Российская |
СЯ, ИФ | Ивано-Франковская | Украинская |
КБ | Кабардино-Балкарская АССР | Российская |
КВ | Кировская | Российская |
КГ | Карагандинская | Казахская |
КД | Кировоградская | Российская |
КЕ, ЦХ | Кемеровская | Российская |
КЖ | Калужская | Российская |
КЗ | Кзыл-Ординская | Казахская |
КИ, ХТ | Киев | Украинская |
КК, ЦП, ЦВ | Краснодарский край (без Сочи) | Российская |
КЛ, КА | Калининградская | Российская |
КМ | Коми АССР | Российская |
КН | Курганская | Российская |
КО | Костромская | Российская |
КП | Каракалпакская АССР | Узбекская |
КР, ЦС | Крымская | Украинская |
КС | Карельская АССР | Российская |
КТ | Кокчетавская | Казахская |
КУ | Курская | Российская |
КФ | Кашкадарьинская | Узбекская |
КХ | Киевская (без г. Киев) | Украинская |
КЦ | Калмыцкая АССР | Российская |
КЧ | Камчатская | Российская |
КШ, УК | Куйбышевская | Российская |
КЩ | Кустанайская | Казахская |
КЮ | Кулябская | Таджикская |
КЯ, КЭ | Красноярский край | Российская |
ЛА, ЛТ | Латвийская ССР | Латвийская |
ЛБ | Ленинабадская | Таджикская |
ЛВ | Львовская | Украинская |
ЛЕ, ЛД | Ленинград | Российская |
ЛИ, ЛК, ЛЛ | Литовская ССР | Литовская |
ЛО, ЛГ | Ленинградская (без г. Ленинград) | Российская |
ЛП | Липецкая | Российская |
МА | Магаданская кроме МАС — московская служебная | Российская |
МБ | Минская (без г. Минск) | Белорусская |
МД, МВ | Молдавская ССР | Молдавская |
МГ | Могилёвская | Белорусская |
МЕ | Московская (без г. Москва) | Российская |
МЖ | Московская | Российская |
МИ | Минск | Белорусская |
МЛ | Молодечненская (до 1960) | Белорусская |
МО, МК, ММ, МН, МТ | Москва | Российская |
МР | Мордовская АССР | Российская |
МС | Марийская АССР | Российская |
МУ | Мурманская | Российская |
МХ | Марыйская | Туркменская |
МШ | Мангышлакская | Казахская |
НА | Наманганская | Узбекская |
НС, НБ | Новосибирская | Российская |
НИ | Николаевская | Украинская |
НО | Новгородская | Российская |
НР | Нарынская | Киргизская |
НТ | Красноводская | Туркменская |
ОБ, ОГ | Оренбургская | Российская |
ОД, ОЕ | Одесская | Украинская |
ОМ | Омская | Российская |
ОР | Орловская | Российская |
ОШ | Ошская | Киргизская |
ПА | Павлодарская | Казахская |
ПЕ | Пензенская | Российская |
ПР, ПК | Приморский край | Российская |
ПМ, ПТ | Пермская | Российская |
ПО | Полтавская | Украинская |
ПС | Псковская | Российская |
РВ | Ровенская | Украинская |
РО, РЖ, РП | Ростовская (первая серия, до РД) | Российская |
РР | серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только "латинского типа"), кроме РРС — г. Ростов-на-Дону | любая |
РЯ | Рязанская | Российская |
СА, СЖ | Саратовская | Российская |
СБ | Сталинабадская (Душанбинская) | Таджикская |
СВ, СФ | Свердловская | Российская |
СД | Сурхандарьинская | Узбекская |
СЕ | Северо-Осетинская АССР | Российская |
СИ | Сырдарьинская | Узбекская |
СК | Северно-Казахстанская | Казахская |
СМ | Смоленская | Российская |
СН | Самаркандская | Узбекская |
СО | г. Сочи с пригородами | Российская |
СП | Семипалатинская | Казахская |
СТ, СС | Ставропольский край | Российская |
СУ | Сумская | Украинская |
СХ | Сахалинская | Российская |
ТА | Тамбовская | Российская |
ТТ, ТБ | Татарская АССР | Российская |
ТВ | Тувинская АССР | Российская |
ТГ | Тургайская | Казахская |
ТД | Курган-Тюбинская | Таджикская |
ТЕ | Тернопольская | Украинская |
ТЗ | Ташаузская | Туркменская |
ТК | Талды-Курганская | Казахская |
ТН | Ташкент | Узбекская |
ТО | Томская | Российская |
ТР | Туркменская ССР | Туркменская |
ТУ, ТЛ | Тульская | Российская |
ТУР | для автотранспорта, сдаваемого напрокат иностранным туристам (до 1981 года) | любая |
ТШ | Ташкентская (кроме г. Ташкент) | Узбекская |
ТЮ, ТМ | Тюменская | Российская |
ТЯ | Тянь-Шаньская (Фрунзенская) | Киргизская |
УД | Удмуртская АССР | Российская |
УЛ | Ульяновская | Российская |
ФЕ | Ферганская | Узбекская |
ФИ | Фрунзенская | Киргизская |
ХА, ХК | Харьковская | Украинская |
ХБ | Хабаровский край | Российская |
ХЗ | Хорезмская | Узбекская |
ХМ | Хмельницкая | Украинская |
ХО | Херсонская | Украинская |
ЧЕ, ЧБ | Челябинская | Российская |
ЧВ | Черновицкая | Украинская |
ЧИ | Чечено-Ингушская АССР | Российская |
ЧК | Черкасская | Украинская |
ЧН | Черниговская | Украинская |
ЧР | Чарджоуская | Туркменская |
ЧТ | Читинская | Российская |
ЧУ | Чувашская АССР | Российская |
ЮА, ЮБ, ЮВ, ЮГ | Московская (без г. Москва) | Российская |
ЮК | Южно-Казахстанская (Чимкентская) | Казахская |
ЯК | Якутская АССР | Российская |
ЯР | Ярославская | Российская |
Госты номерных знаков СССР
К 20-м годам в Москве транспортных средств стало слишком много. Поэтому, чтобы проще было читать автомобильные номера и тем более их запоминать, цифры были разбавлены буквой. В те времена московские номера имели следующий вид: буква только одна, 2 пары цифр, разделение черточками. Знаки имели черный цвет, а фон был белый. Такие номерные таблички крепились спереди и сзади. В 1930-х годах данный стандарт стал первым общесоюзным.
После окончания ВОВ такие знаки становятся желтого цвета. С тех пор вместо городских чиновников именно милицейские подразделения начали осуществлять регистрацию авто. Данный стандарт задержался ненадолго. В 1934 году ввели обновленный. К букве в начале кода начали вставлять ещё одну цифру. А ниже писали название региона целиком. Цвет оставили прежним. С 3 июля 1936 года по настоящее время регистрированием ТС занимаются ГАИ и ГИБДД.
В этом же году ввели новый стандарт на регистрационный знак: белые символы наносились на черном фоне, 2 буквы и 4 цифры через черточку. Если раньше спереди и сзади таблички были одинаковые, то теперь спереди знаки наносились в одну строку, а сзади – двурядное нанесение.
Если в советских номерах, которые крепили до войны, буквы располагались по центру, то после – в левом углу. Следующие изменения номеров произошли в 1946 году: черные цифры и буквы стали наносить на желтый фон. Сами буквы уменьшились в размере и стали меньше цифр, располагались в левом углу на знаке спереди и на верхней строке в центре — на табличке сзади.
И снова машин становится все больше, а комбинаций символов меньше. В 1959 году вводится новый стандарт на автомобильные номера СССР: на черном фоне наносятся белые символы, букв становится 3. Этот стандарт действовал до 1982 года.
Когда прошла московская олимпиада в 1980 году, советские номера обновили свой внешний вид. Теперь символы наносились черным цветом, а фон был белый (ГОСТ 3207-65 белые). Из новшества было то, что начали делить номерные знаки на частные и казенные.
С 1994 года и по сегодняшний день действует обновленный стандарт СССР нового образца: регионы теперь обозначаются цифрами (на каждый регион предусмотрена комбинация из двухзначного кода, иногда трехзначного). Это были последние значительные изменения.
ГОСТ № |
Дата введения |
Название документа |
ГОСТ 3207-36 |
15.08.1936 |
Название не сохранилось до наших дней |
ГОСТ 3207-46 |
15.07.1946 |
"Знаки номерные для автомобилей, тягачей, транспортных тракторов, прицепов и мотоциклов. Технические условия" |
ГОСТ 3207-58 |
01.01.1959 |
"Знаки номерные для дорожных транспортных машин" |
ГОСТ 3207-65 |
01.08.1966 |
"Знаки номерные для транспортных средств и тракторов" |
ГОСТ 3207-77 |
01.01.1980 |
"Знаки номерные для транспортных средств. Типы и основные размеры. Расположение. Технические требования". Утратил силу 01.01.1994. |